НОВОСТИ

О ЖУРНАЛЕ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПРОЕКТЫ

Обзор рынка: О мясе с оптимизмом



  • Рынок мяса, как обычно, выделился - считают эксперты. Причем далеко не в лучшую сторону. Говядина дорожает такими темпами, что впору переводить ее в разряд деликатесов. Россияне и так по сравнению с другими цивилизованными странами потребляют мяса чуть больше, чем в Африке, и недалек тот день, когда мы все дружно перейдем на морковные котлеты. Специалистов утешает только одно - со свининой и птицей проблем на ближайшее время не предвидится. Не за горами равноправное членство нашей страны в ВТО, но как это скажется на отечественных мясоделах, а главное, на семейных бюджетах и рационе потребителя?

     

    Теоретически обострение конкуренции несет или должно нести большую выгоду всем. Однако с теориями на отечественной почве случаются казусы, подобные прогнозам Гидрометцентра - можно расстрелять облака над Москвой, и мешающие празднику осадки выпадут за 50-70 км от столицы, но еще через сутки выпадут удвоенной нормой там, где от них насильственно вроде бы избавились, то есть избавление обернулось пирровой победой. Нечто аналогичное происходит и с введением квот и другими государственными шагами в «мясной лавке». Словом, всех тенденций не обнимешь, поговорим о некоторых.

     

    Без импорта не выйдет

     

    Как уже говорилось выше, по уровню потребления мясных продуктов мы существенно уступаем Западной Европе и США. Однако спрос на эту продукцию у россиян растет. В 2005 году объем ее производства составил около 5 млн тонн, хотя общая емкость рынка оценивается в 8 млн тонн, разница восполняется импортным мясом. Главными экспортерами в мире выступают Европа и Бразилия с Аргентиной. Россия до последнего времени предпочитала закупать у южноамериканцев, но прекращение (вызванное санитарными нормами) аргентинских поставок, а также ограничение импорта из США и Бразилии создают перебои, в основном у небольших мясокомбинатов. Напрашивается переключение на Европу, но это вызвало бы резкий рост цен. Обойтись без импорта вовсе страна также не готова: поголовье крупного рогатого скота (КРС) и свиней ежегодно уменьшается примерно на 10%.

     

    Сколько мы съедаем?

     

    Среди мясоедов лидируют москвичи. Среднестатистический житель столицы покупает 27–30 кг мяса в год, петербуржцы отстают совсем ненамного, а потребление по стране колеблется в пределах 13–15 кг - таковы оценки «Бизнес Аналитики». Структура потребления мяса в России сопоставима с канадской. Говядину, свинину, мясо кур-бройлеров мы потребляем в пропорциональных объемах по 30–33%. Однако средний житель Канады съедает около 100 кг в год - в два раза больше, чем наш соотечественник.

     


    Предпочтения потребителей по основным видам продукции животного происхождения
    % от числа опрошенных жителей Москвы

    Курица - 21,1
    Говядина - 10,5
    Индейка - 7,0
    Рыба - 5,3
    Свинина - 5,3
    Баранина - 2,6
    Телятина - 1,8

     


    Структура и ассортимент

     

    Год назад на московском рынке более половины продаж мясных изделий приходилось на колбасы, треть которых составляли вареные, 15% - варено-копченые и полукопченые, а сырокопченые - всего 7%. По брэндам равных не имела «Докторская» колбаса, с 22,6% продаж оставив далеко позади «Молочную» и «Любительскую» (у каждой чуть более 6%), четвертое-пятое места делили «Русская» и «Телячья» (по 4%). Около трети рынка в натуральном выражении занимали сосиски, сардельки, шпикачки. Устойчиво популярны в Москве деликатесы - грудинка, карбонат, окорок, мясные рулеты, буженина, заметно опережая ветчину и паштеты. Всего же мясные прилавки столицы предлагают более 5 тыс. наименований, что в два-два с половиной раза выше возможностей даже Санкт-Петербурга, стоящего на одном уровне с Воронежем, Екатеринбургом и Самарой, при этом ассортимент в упомянутых городах растет быстрее московского.

     

    В регионах среди мясных продаж подавляющее преимущество имеют колбасные (около двух третей, что равнозначно «квалифицированному» парламентскому большинству), вареные, как самые дешевые, обеспечивают более 40% продажи, варено-копченые и полукопченые - по 22%. В крупных городах на сосиски, сардельки, шпикачки суммарно приходится около 23%. То есть в равной степени каждый названный сегмент массового спроса имеет на 7% больше продаж, чем в Москве, где в среднем, соответственно, гораздо выше цены. Сопоставимы с московскими только цены премиум-продуктов, объяснение простое: их завозят производители-москвичи, местные же «мясные короли» не занимаются «экзотикой», это невыгодно - число покупателей слишком мало. В регионах четверка лидирующих колбасных брэндов совпадает с Москвой (некоторая разница в процентах: у «Докторской» - 13,4%, «Молочной» - 7,7%, «Любительской» - 4,1%, «Русской» - 2,7%), ну а пятое место заняла «Краковская» (2,4%), оттеснив более дорогую «Телячью».

     


    Где?

     

    Треть мяса москвичи покупают в магазинах, еще треть - на рынках, активнее же всего развиваются дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. У этого развития два вектора: множатся торговые точки, одновременно все большая часть населения к ним привыкает. На долю вновь открытых точек в 2005 году пришлось уже более 20% продаж. Здесь «в затылок» Москве пока что дышит лишь Санкт-Петербург. Но хотя за продуктовыми магазинами крупных центров остается еще примерно 40% продаж, путь у всех один и тот же: по насыщенности указанным форматом эти города соответствуют столице четырех-пятилетней давности. Встречаются регионы и с какой-то ярко выраженной особенностью. Так, в Красноярске до трети мясной гастрономии продается в киосках и павильонах. Характерен разброс и по открытым рынкам: в Екатеринбурге их доля составляет всего 6%, а в Астрахани - 74%.

     

    Конкуренты и монополисты

     

    В Москве более 200 компаний-производителей, конкуренция высока. Пятерка лидеров (Микояновский МК, Черкизовский МПЗ, «Кампомос», «Вегус», Останкинский МПК) держит около 47% объема продаж в натуральном исчислении, а суммарная доля первой десятки превысила 70%. При этом явный фаворит «Микояновский» (20%), «Черкизовский» со своими 7,7% за год потерял более 4%, а самая положительная динамика у «Вегуса». Рынки крупных городов гораздо концентрированнее, в наибольшей степени это касается Красноярска, Набережных Челнов, Новосибирска, Омска, Перми, Уфы - всюду на первую пятерку приходилось более 90%. Местами рынки фактически контролируются кем-то из монополистов. Так, более чем 70% омского рынка завладел «Омский бекон», а в Набережных Челнах одноименный мясокомбинат довел эту цифру чуть ли не до 100%.

     

    Со свининой хорошо, а с птицей лучше

     

    На самом деле «продвинутость» обоих видов мяса у нас в стране примерно равная, хотя свинина, разумеется, дороже (на чрезмерно высокую цену жалуются 8% москвичей, обходящихся без свинины, а 92% на нее ориентированы). «Сейчас в России разворачиваются 40 крупных инвестиционных проектов по производству свинины. К 2011 году все они завершатся, и производство лишь на сельхозпредприятиях вырастет на миллион тонн с лишним, - считает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, - это ослабит зависимость от импорта и уменьшит ценовые колебания». А что касается птицы, этот рынок ежегодно прибавляет по 10–15%. С 2000 года ее производство удвоилось. Показатель хороший, но, производя около 1,7 млн тонн, мы тем не менее съедаем 2,8 млн тонн. Вновь спасает импорт. И все же доля его устойчиво снижается: от 60% в 2000-м до примерно 40% на конец 2006 года согласно прогнозам. За пять лет необходимо довести ее до 20% - таков принятый, по многим оценкам, уровень продовольственной безопасности. И это вполне реально.

     

    Критерий выбора и рекламы

     

    30% опрошенных выбирают свинину за мягкость или нежность мяса, только за вкус - 25%, примерно поровну - за сочность и жирность. В пользу быстроты и удобства приготовления высказались 7%, калорийность отметили 6%. 5,1% считает, что свинина вредная и содержит чрезмерное количество холестерина, но продолжают покупать. Среди отечественной свинины преобладает охлажденная, ее основными потребителями стали мужчины 30–50 лет и люди с доходом выше 20 тыс. руб. Можно ли, снижая цену, увеличить объемы продаж? Исследования показали, что это сработает лишь для тех, кому за 30. Высокооплачиваемых интересуют, главным образом, вкус и другие потребительские качества. Сильный пол в целом потребляет свинины больше слабого. Но поскольку в семьях закупают продукты, как правило, женщины, лучше на них же ориентировать и брэнды, и рекламу. Интересно, что лишь для 12,7% важен производитель, а для 6% - вид упаковки. В рейтинге самых известных производителей свинины три первых места занимают Клинский МК, «Царицыно» и «Микоян». 34,4% нацелены на отечественную свинину. Брэндинг продукции способствует ее узнаваемости, тем более что для охлажденной продукции класса премиум эта ниша на российском рынке пока свободна. Подчеркнем еще один факт: 55% считают рекламу бесполезной в смысле воздействия на потребление ими свинины: покупают сколько хочется.

     

    Квоты

     

    Эта проблема из самых, что называется, больных. Но сначала о ценовых тенденциях отечественных трейдеров сравнительно с импортными. Свинина «из-за бугра» дороже не становится, чего не скажешь о сегменте российской бескостной свинины. При этом несколько подешевели разве что свиные полутуши. Говядины с 1998-го мы каждый год производим на 7–10% меньше, чем в предыдущем, в первом полугодии 2006 года ее стало меньше сразу на 10%, а где регресс, там крепнут позиции опять же импорта, не отстают и цены. Вывод экспертов: «В результате такой балансной схемы спроса и предложения неизбежен дефицит говядины и свинины, что приведет к росту цен для искусственного сдерживания спроса, а это вызовет дальнейшее сокращение поголовья КРС (в том числе и молочного стада). Вырастет доля мясозаменителей.

     

    Без увеличения квот импорта говядины и свинины качество продовольственной корзины российских граждан может резко упасть». В чем сложность? По словам исполнительного директора Экспертного института при РСПП Андрея Нещадина, «квоты вводились для стимуляции сельского хозяйства, но „стимулированными” оказались только цены». Рост потребления мяса у нас не будет покрыт ростом производства. Квоты надо увеличивать. Иначе десятки миллионов забудут вкус говядины, предпочитая курятину со всеми ее антибиотиками. Но вопрос о квотах затрагивает всю экономику в целом. В середине 2003 года их вводили для пресловутой «поддержки отечественного производителя», которого якобы разорил импорт. Решение принимало Минэкономразвития при нейтралитете Минсельхоза. Но будем честны: мясное скотоводство у нас исторически нетрадиционно. Предпочтение всегда отдавали молочному стаду, мужик понимал, что надежнее иметь «два в одном»: и молоко, и мясо. Подстраховка правильная. При некотором снижении производства говядины в России отмечается довольно значительный рост надоев. Однако поголовье КРС вновь падает, не в последнюю очередь из-за непредсказуемости цен на ГСМ и климатических сюрпризов. Хотя рынок, по мнению Нещадина, так или иначе расставляет все по своим местам.

     

    Банкротство - удел слабых. Именно слабых и представили обществу для обоснования санкций, ограничивающих импорт мяса. Комично, что квоты не только не встали на пути зловещего импорта - в первый же год после их введения он даже вырос на 6%! Забавна и технология квотирования. Сначала оно коснулось замороженного мяса. Но ввоз не сократился: барьер был установлен лишь для стран дальнего зарубежья, и каналы поступления сместились на зарубежье ближнее. Пресечь эту логистику должен был «строгий» контроль за выявлением страны происхождения продукта. Но реальными примерами выведения на чистую воду наших хитроватых соседей по единому некогда пространству никто с нами так и не поделился. Так процесс повторил аналогичную ситуацию с сахаром, где сначала ограничили ввоз сахара-сырца, затем белого сахара… Предприимчивые импортеры вынудили наших «стратегов» поочередно вводить квоты на сироп, карамель и, в конце концов, поднять руки вверх. Цены взлетели, в том числе за счет удорожания логистики, а также аппетитов тех, кто контролировал каналы транзита. Кроме того, возросли расходы трейдеров на приобретение лицензий по введенным квотам. «Надо, - считает Нещадин, - наконец определиться: хотим ли мы поддерживать животноводство на уровне разумной достаточности, осуществляя оптимальный баланс между производством и импортом, либо стать мясной державой?» В последнем случае необходимо внедрение современных агротехнологий, межотраслевая координация, субсидирование отрасли, выделение средств в рамках национального проекта. И они, как это часто случается, могут бесследно раствориться. В том числе в карманах разного рода «благодетелей».

     

    Вперед, к индейке!

     

    Мясо индейки вкуснее куриного и полезней - мир знает об этом уже давно, а Россия только начинает узнавать. Индейка обладает пониженным содержанием холестерина. Растущая популярность здорового образа жизни способствует тому, что диетические свойства индейки становятся, точнее, способны стать, стимулом для покупателя. Оговорка имеет смысл: 50% москвичей не знают о преимуществах мяса этой птицы, чья мужская особь традиционно вызывает у нас ассоциацию с надутостью и важностью. Наименее информированы как раз те, кто больше зарабатывает, - их опять же больше волнует вкус. Доля покупателей индюшатины составила 70% от общей численности москвичей. Показатель может быть обусловлен и тем, что традиционная курица нам поднадоела. Кроме того, потребители могут разнообразить свой рацион замороженной индейкой (гораздо более дорогой, чем замороженная курица) и охлажденной, которая относится к сегменту премиум.

     

    Покупатели поставили ее на третье место после курицы и говядины. Где мы все это покупаем? Около 50% - на рынке. Вторую и третью позиции занимают супермаркеты и магазины «шаговой доступности». На долю супермаркетов приходится 29% продаж индейки. Рынок имеет потенциал роста за счет увеличения числа покупателей и уровня знания продукта. Могут сыграть свою роль снижение цены и увеличение самой розницы. Радует, что несколько компаний уже объявили о планах по строительству в России комплексов для производства индюшатины. В 2004 году ее доля на российском рынке составила 1,5%, из них 81%, или 238,4 млн тонн, пришлось на импорт. 54% ввозимого продукта поступает в промпереработку. Российский продукт в основном продается в охлажденном виде, импортный, как и другие виды мяса, - в замороженном. Цена за «наше» превышает цены импортеров на 40%. В 2004 году среднедушевое потребление индейки в России было сопоставимо с Бразилией и ЮАР, составляя 0,74 кг. Но в странах ЕС и в Канаде этот показатель составляет 4,2 кг, а в США и вовсе 7,7 кг.

     


    Что ждет нас в 2010 году?

     


    Тенденции мясного рынка, согласно исследованиям, представленным на одной из конференций сентябрьской выставки World Food-2006, таковы: с 2005-го по 2010 год производство свинины вырастет на 7,8%, птицы - на 7,7%, а производство баранины и говядины упадет на 0,2% и 15,2% соответственно. При этом импорт мяса птицы возрастет с 950 тыс. до 1200 тыс. тонн, свинины - с 350 тыс. до 500 тыс. тонн, говядины - с 270 тыс. до 470 тыс. тонн, баранины - с 30 тыс. до 60 тыс. тонн, всего же мяса - с 1580 тыс. до 2490 тыс. тонн. Легко увидеть, что доля импорта свинины прогнозируется прежней, незначительно уменьшится доля птицы и увеличится - говядины, а привозной баранины станет больше примерно в восемь раз. К 2010 году мы будем потреблять на 2 кг меньше говядины в год - примерно 14 кг на человека. Во всех остальных сегментах потребление вырастет: птицы - с 19 до 27 кг, свинины - с 15,5 до 22,5 кг, баранины - с 0,8 до 2 кг. И что самое оптимистичное: средний рост доходов будет опережать рост цен по всем сегментам, особенно - свиному.

     


    Новости Food Newsweek:
    Пробки в Москве на Яндекс.Картах


    FoodNewstime.ru, Общеотраслевой специализированный журнал нового поколения
    | Copyright © 2006, Industry News Media | e-mail: info@profnavigator.ru |