НОВОСТИ

О ЖУРНАЛЕ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПРОЕКТЫ

Персона: В.Семенев: "Я люблю запах проснувшихся почек"



  • Говорят, однажды кто-то из помощников Виктора Семенова подсчитал, сколько у него «должностей», или, как говорили раньше, «нагрузок». Оказалось - больше тридцати. Помимо главной - депутат Государственной думы - Семенов также член Комитета по бюджету и налогам, член межпарламентской ассамблеи России и Белоруссии, председатель Ассоциации отраслевых союзов АПК «Ассагрос», председатель комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере ТПП РФ, президент ассоциации «Теплицы России», член попечительского совета Международной промышленной академии, глава наблюдательного совета группы компаний «Белая дача», председатель благотворительного фонда «Народное предприятие». А однажды, вопреки всем аппаратным правилам, его вдруг назначили министром сельского хозяйства страны прямо из кресла директора совхоза. Как на все это у одного человека хватает 24 часов в сутки?

     

    - Виктор Александрович, какой момент жизни стал для вас поворотным?

     

    - Момент распределения. Представьте, молодому специалисту, выпускнику Тимирязевской академии предлагают работу в Барвихе - предел мечтаний для многих. Место самое что ни на есть элитное: с «бонусами» в виде жилья, детского садика, спецмагазина, в котором все есть. И жену трудоустраивали, словом, попробуй откажись. Согласие я предварительно дал, придя на окончательное распределение с легким сердцем. И вдруг академик Тараканов, мой учитель, прямо на заседании комиссии заявляет: «Виктор, я прошу тебя, подумай! Хочешь всю жизнь вязать пучки укропа и стоять по стойке „смирно” - иди в Барвиху. Хочешь стать специалистом - выбирай „Белую дачу”!» А знаменитый совхоз в то время только-только построил новый тепличный комбинат, требовались свежие мозги и руки, одновременно сдавался план и осваивались новые мощности. Конечно, заманчиво! Я спросил: «Сколько времени даете?» Мне дали час и порекомендовали подумать, посоветоваться с женой. А мне только до моего Реутова и назад ехать три часа! Как советоваться - телефона у нас тогда не было? Ходил я, ходил по коридору и - выбрал «Белую дачу»! С зарплатой в полтора раза меньше, с неясными бытовыми условиями, с женой и маленьким ребенком на одной, как говорится, шее. И жена меня поняла. Это было действительно судьбоносное решение в моей жизни. Всем сердцем я благодарен Герману Ивановичу, нашему патриарху овощной селекции, за то, что вовремя меня остановил. А ведь это, кстати, именно его ранние тепличные огурчики 50 последних лет ест вся страна…

     

    - В чем вы видите свою судьбу, свое предназначение?

     

    - Я по натуре строитель, созидатель. Люблю благоустраивать, облагораживать землю. Но судьба все время бросает меня на расчистку авгиевых конюшен, туда, где застой и нужно что-то ломать, строить. Так было и в 1988-м, когда меня в 30 лет избрали директором совхоза «Белая дача», где, несмотря на благополучный фасад, нужно было делать «капремонт». Так было и в 1998-м, когда я неожиданно для многих стал министром сельского хозяйства в 40 лет. В этом ведомстве был один из самых «пожилых» аппаратов. Пришлось расстаться со многими. Разумеется, это мало кому понравилось. На мою беду страну в тот год поразила страшная засуха. Два лета подряд горели не только леса и торфяники, но и степи, поля. А в родной казне - только вошь на аркане… Нужны были экстраординарные меры. Но страшнее засухи было увлечение финансово-экономического блока правительства либеральными идеями, наивным убеждением, что рынок сам все разрулит, что невидимая рука Адама Смита все поставит на свои места. Именно тогда я впервые как министр развил на выездной коллегии в Уфе тезис о необходимости государственного регулирования сельского хозяйства и агропродовольственного рынка, как это делается во всех цивилизованных странах, о принятии минимум на пять лет закона о развитии АПК. После коллегии мне кто-то сказал: с такими мыслями долго в этом кресле не продержишься… В общем, моя судьба - это вечная борьба. Но я не жалуюсь.

     

    - Какая из ваших должностей наиболее подходит вам как личности, наиболее комфортна?

     

    - Должность директора, руководителя. Люблю отвечать за конкретное дело, делать то, что можно пощупать собственными руками, помочь людям с жильем, решить какие-то житейские проблемы. При этом я рад, что хватило сил не засиживаться в директорском кресле. Я вижу, что новое поколение руководителей идет дальше, у него свои, новые подходы, другие методы управления. И это - благо для дела.

     

    - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель?

     

    - В первую очередь - профессиональными: знать объект управления, разбираться во всех его аспектах. Но главным, как мне кажется, является умение руководителя находить компромисс. Чем крупнее компания, чем ярче в ней личности - тем сильнее этот коллектив, хотя и сложнее вырабатывать единое решение. Я бы так сказал: каждый руководитель обязан быть миротворцем. Это мое убеждение.

     

    - Скажите, какой вы дома, в семье?

     

    - Дома я всего лишь глава семьи. Мы с женой по натуре лидеры, выпускники одного факультета Тимирязевки. Правда, жена, пока дети были маленькими, в основном занималась семьей. Сейчас они выросли, и у Виктории свое дело, две тысячи с лишним подчиненных! Я же на это ее и подтолкнул, после того как в Канаде увидел красивый семейный бизнес, связанный с флористикой. Начала супруга с маленького цветочного магазинчика, сегодня это две компании: «Русские газоны» и «Белая дача - цветы». У них в России самый широкий набор услуг по озеленению, и качество соответствующее. Недаром каждый второй цветок на клумбах Москвы выращен на «Белой даче».

     

    - У вас масса увлечений: охота, рыбалка, работа на земле, лошади, вы поете, занимаетесь благотворительностью… Откуда эта неуемность? Не распыляет ли она силы? Была ли в юности какая-то главная мечта?

     

    - Я с детства любил природу как естествоиспытатель. Мне всегда было интересно за ней наблюдать. Зачитывался Пироговым, Микеланджело. Школьная биология увлекала невероятно. Было влечение и к музыке. В пятом классе сам нашел музыкальную школу и отнес заявление на отделение по классу баяна. Но не потому, что это мой любимый инструмент, просто там плата была вдвое меньше, чем на фортепиано. Семья бы не потянула. Но тем не менее, получив основы музыкальной грамотности, я и в школе, и в институте руководил вокально-инструментальными ансамблями. Сам играл на бас-гитаре и пел. И до сих пор люблю петь под гитару. Сил, энергии хватало на все, в том числе моей обязанностью было приглядывать за младшей сестрой, кормить ее, а в перерывах между двумя школами еще и ездил на Ленгоры в биологический кружок.

     

    - У вас двое взрослых детей. Вы ими довольны?

     

    - Я горжусь ими. Они лучше меня, и так должно быть. У нас в семье все было построено на доверии, как учила и воспитывала в свое время меня моя мама. Я мог прийти в любое время, и поздно вечером, но она знала, что я не болтаюсь без дела,- значит, так надо. Контроль не заменит чувства, что возложенную на тебя ответственность ты должен оправдать, не обмануть доверия.
    Кстати, испытание ответственностью - великая школа. Моей дочери в начале 1990-х, когда тут «братва» пошаливала, пришлось отправиться учиться на год за границу, по обмену, я как раз организовал в это время такой образовательный мост с американцами. Мы к ним, они к нам. Правда, детей послать к нам поостереглись, зато 20 молодых преподавателей английского в разгар дефицита собственных преподавателей были очень кстати. С отъездом дочери я вроде бы вздохнул, руки развязались, но чего это стоило! Каждый вечер после работы я отбирал у зареванной жены телефонную трубку, а из нее неслось: «Надо мной издеваются, говорят быстро-быстро, чтобы я ничего не понимала, пап, забери меня отсюда!» Выслушивать эти слезные водопады было трудно, любой отец меня поймет, но я старался быть спокойным, говоря: «Тебя послали не на отдых! Ты там представляешь свою страну! С полдороги не уходят. Потерпи год, там посмотрим». Шести месяцев хватило моей Наташке, чтобы войти в курс, а к завершению срока ее, самую младшую, всей группе ставили в пример и звали утешать и настраивать тех, кто еще не справился с новой обстановкой.
    Сыну с его чуткостью и добротой «везет» на чужие аварии. Если за рулем, обязательно попадет на ДТП и начнет кого-то спасать. Одному рабочему - был случай - раздавило ногу, Антон оказался рядом, оказал ему первую помощь, довез до стационара «скорой», а там, увидев хамское отношение (20-летнего парня с раздробленной костью, которую надо собирать, лишь йодом кое-как обработали), он позвонил мне, пришлось папе подключаться, а Антон до самых дверей операционной сопровождал парнишку. Тот как минимум избежал ампутации, сейчас ходит как ни в чем не бывало. Так хлопотать о незнакомце способен далеко не всякий.

     

    - Что вы любите больше всего?

     

    - Я говорил: любил и люблю природу. Не природу вообще, а ее гармонию с человеком. Если Антон - спасатель, то я в душе - садовник. Больше всего жду весну. Счастье для меня наблюдать, как пробуждается весной каждое дерево, посаженное мною, заглядывать в его будущее, формируя день за днем крону. Увы, мы, жители больших городов, разучились слышать запах проснувшихся почек. Мы каждый день ходим мимо наших зеленых друзей в городах, которые нас защищают и помогают жить. И, к сожалению, большинство их совершенно не ухожены. За последние годы в Москве очень много сделано в этом направлении, надеюсь, дойдут руки и до здоровья и красоты деревьев.

     

    - К какому типу людей вы себя причисляете?

     

    - К нормальным. Их все-таки большинство! Иначе бы не было прогресса.

     

    - Вы больше зимний человек или летний?

     

    - Весенний. По утрам я «навещаю» каждое свое новое деревце, осматриваю, трогаю. Это самое правильное начало дня.

     

    - Какой вы в пище?

     

    - Я не привередлив в еде. Но с чем, с каким заморским деликатесом сравнится любовно приготовленная рассыпчатая картошечка с грибочками, с огурцами из бочки, с чесночком и маслицем, обязательно жаренным, «деревенским»? А квашеная капустка?! Тонко нашинкованная, хрустящая, приправленная все тем же постным маслицем! Люблю рыбу под маринадом (треску, морского окуня). Не так давно пристрастился готовить на открытом огне мясо, причем не на гриле, а вареное, шурпу или хаш. Для таких блюд главное - правильно подобрать мясо. Нужны части вокруг ребрышек и косточек, где много соединительной ткани. С недавних пор мы все встречаем Новый год у мамы, в деревне. В новогоднюю ночь даже при –30° выносим во двор большущий чан, содержимое которого варится девять часов, зато какое это объедение наутро! А из остатков бульона на следующий день получаются мировые щи с кислой капустой.

     

    - Картошка, грибы, капуста - это же классическая закуска! А как насчет «запить»?

     

    - Почему бы и нет. Я против крайностей. Если говорить о русской кухне, что может быть лучше водочки да на морозце? А вот у камина - бокал красного вина или немного коньяка. Во всем должна быть мера и своя обстановка. Главное - не терять головы.

     

    - С чего начинается ваш обычный завтрак?

     

    - В нашей семье выработался некий стандарт - несколько ложек каши на воде и стакан свежевыжатого сока. Или чая. У нас в деревне чай всегда настаивали на ягоде, следуя за ее созреванием: после клубники - малина, потом красная смородина, затем черная, вишня, крыжовник. Самый классический ягодный чай получается из черной смородины, причем вкуснее и ароматнее всего - вторая заварка, когда в те же ягоды заливают кипяток по второму разу.

     

    - Что бы вы хотели пожелать читателям FNT?

     

    - Исполнения желаний.  Надо крепко поверить в то, что задуманное сбудется. Главное, чтобы все ваши желания были в гармонии с природой и окружающими… И помнить, что после зимы обязательно придет весна!

     

    Беседовал Александр Коднир


    Новости Food Newsweek:
    Пробки в Москве на Яндекс.Картах


    FoodNewstime.ru, Общеотраслевой специализированный журнал нового поколения
    | Copyright © 2006, Industry News Media | e-mail: info@profnavigator.ru |