НОВОСТИ

О ЖУРНАЛЕ

РЕКЛАМА

АРХИВ

ПРОЕКТЫ


03.06.2008

Основные тренды рынка мороженого



Перед официальным открытием сезона на Праздниках мороженого в Москве (1 июня) и Санкт-Петербурге (31 мая - 1 июня) эксперты «Талосто» по традиции оценили состояние российского рынка мороженого.


Эксперты выделили основные тенденции: высокая консолидация рынка, доминанта отечественных производителей, усиление розничных сетей, инновации формы и упаковки.


Как явствует из анализа 2007, в 16 крупнейших городах более 70% рынка занимают 10 ведущих производителей. Процесс консолидации рынка продолжается, однако, на нем как и прежде доминируют отечественные производители. 9 из 10 лидирующих компаний -российские. С 2008 на рынке присутствует новый зарубежный участник Unilever, который приобрел ГК «Инмарко». Общая тенденция показывает доверие потребителя к отечественной продукции, славящейся высоким качеством и разнообразием вкусов.


Согласно данным КОМКОН TGI-Russia, изменились портрет среднестатистического российского потребителя мороженого и круг его предпочтений. В 60,2% случаях это женщина. 41% живут в семьях со средним достатком (кстати, за год ощутимо выросла доля состоятельных семей). Увеличилась популярность мороженого с фруктовой (цветной) глазурью и без нее, при этом доля выбирающих шоколадную и белую глазурь сократилась. Среди мороженого индивидуальной расфасовки предпочтение отдано вафельному стаканчику (для 51% потребителей - при наличии не более двух вариантов ответа). Возросла популярность заказывающих в кафе лакомку, брикеты и шарики – за счет уменьшения эскимо, рожков и батончиков. Наиболее популярной расфасовкой мороженого семейного потребления остается брикет (16,8%), хотя и потерявший за год 4,8%. При этом повысился интерес к рулетам и тортам. Определяющим фактором при покупке (если выбирается ответ не более, чем из четырех вариантов) является «вкус» (69.6%), опережая «приемлемую цену» (40.1%2) и «натуральность» (33.1%2).


Если сравнивать предпочтения среднестатистического потребителя по Санкт-Петербургу и по России, видны следующие особенности: петербуржцы предпочитают «шоколадную глазурь» (55,3%) на 8,3% чаще, чем в целом по стране. 58,9% жителей северной столицы на первое место ставят крем-брюле (против 35,9% в среднем по России), на второе - смородиновое (23% против 5,5%). В качестве добавок Петербург отдает первенство шоколадной крошке (35,7%), затем следуют орехи (25,5%), изюм (10,7%), ром и прочий алкоголь (5,4%). В графе «расфасовка» у северян по сравнению со всей страной выше доля любителей рожков (26,3% против 21,3%), трубочек «лакомка» (17,3% против 10,4%), брикетов без вафель (17,3% против 10,2%), батончиков (10,3% против 6,5%), развесного (7,1% против 3,8%1) и шариков в вазочке (4,4% против 2,8%).

Также весьма заметно усиление позиций розницы. Доля избравших основным местом покупок супер- и гипермаркет составила 29,7% (прибавление за год 6,9%). При этом на 5,1% упала доля покупающих в продмагах и гастрономах (до 25,8%). Снижение наблюдается уже два года (по итогам 2006 было 33,1%) и «Талосто» считает это знаком усиления позиций домашнего мороженого - по Санкт-Петербургу она прибавили 4,23%, дойдя до 49,4%3, практически сравнявшись с долей «импульсного» мороженого (50,6%3). Состояние данного рынка вполне репрезентативно именно в Санкт-Петербурге, который лидирует по России долей потребителей – 63,9%). Эксперты «Талосто» объясняют интерес к домашнему мороженому несколькими причинами. Во-первых, меняется общий стиля потребления, поход по магазинам становится одной из форм семейного досуга. К тому же розница крупных городов активно развивает сетевой формат при уменьшении числа мест неорганизованной торговли. Средний потребитель – замужняя женщина, 37-38 лет, по преимуществу с высшим образованием, квалифицированный специалист/руководитель отдела – также чаще закупает продукты в супер- или гипермаркетах 1-2 раза в неделю. Примерно 5 раз в месяц закупается мороженое.


В силу возможностей ритейлера выделять «полочноео пространство», домашнее мороженое сетях представлено там более широким ассортиментом, и покупатель все чаще останавливается на мороженом в брикетах, ваннах и рулетах. Такая фасовка удобна для транспортировки и достаточна по весу для всей семьи. К тому же, из домашнего мороженого в форме ведер, ванн и брикетов хозяйка может приготовить оригинальный десерт. Подобная тенденция повторяет европейскую ( 65% продаж именно домашнего мороженого). Инновационные упаковки все больше привлекают наших покупателей, к примеру, family pack, впервые использованная «Талосто» для «Мини-Бикини» в 2004, которые по итогам 2007 входят в ТОП-10 основных марок по дистрибуции (20,6%) .
Одно из последних «ноу-хау» в упаковке – выкладка мороженого в show-box, также распространенных в Европе. «Талосто» одной из первых начала применять подобную упаковкуи в работе с «Флерти» (конфеты-мороженое) и «Мини-Бикини» (палочки).


«Понятно, что при внедрении подобных инноваций возникает сложная задача – познакомить российского потребителя с необычной формой продукта. Решение мы нашли в новой фасовке», - комментирует гендиректор «Талосто» Алексей Абросимов.


Говоря о рынке в целом, нельзя не выделить, что первое место по продажам занимает сама компания с долей 14,1%, далее «Инмарко» и Nestle (13,3%1 и 11,6%1 соответственно). Лидирует ГК «Талосто» и в качестве дистрибьютора (63,7%), опережая Nestle (49,1%) и «Айсберри» (43,4%). Четвертое место у «Инмарко» (39,6%). Годовые темпы прироста рынка, по мнению экспертов компании, в натуральном выражении замедлились: если в 2001-2003 они составляли 4-5%, в 2004-2005 2-3%, а в 2005-2006 не превысили 1%. В 2007 рынок не вырос в общих цифрах(но изменился качественно), такова же тенденция и на 2008. Стоит отметить, что высокой концентрацией характерны Центральный регион (Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов) и Юг: на долю 10 крупнейших производителей приходилось 73,7% и 82,4% продаж. Тройку лидеров продаж среди производителей Севера и Центра в натуральном выражении составляют «Талосто» (13,4%), самарская «Сам-По» (10,2.%) и воронежский «Холод» (8,6%). По дистрибуции, соответственно впереди вновь «Талосто» (75,3%), за ней Nestle (36,1%), «Айсберри» (35,6%). При этом очевиден рост второй «десятки» Юга, в том числе, ростовского «Айс-Дон», таганрогского «Полайс», пензенской «Казаков ЧП», краснодарских «Исток-М» и «Браво Плюс».
 









Новости Food Newsweek:
Пробки в Москве на Яндекс.Картах


FoodNewstime.ru, Общеотраслевой специализированный журнал нового поколения
| Copyright © 2006, Industry News Media | e-mail: info@profnavigator.ru |